ВРЕМЯ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ

Вопросы, касающиеся рабочего времени водителей, регулируются положениями Закона от 16 апреля 2004 года о рабочем времени водителей (Законодательный вестник № 92, поз. 879, и от 2005 года № 180, поз. 1497). Положения указанного закона распространяются на всех водителей, состоящих в трудовых отношениях, т.е. работающих по трудовому договору.

Рабочее время водителя — это время от начала до конца его работы, которое включает все виды деятельности, связанные с выполнением автомобильных перевозок (под автомобильными перевозками понимается любая поездка по дорогам общего пользования на груженом или разгруженном транспортном средстве, используемом для перевозки людей или грузов), в частности:

ВРЕМЯ РАБОТЫ ВОДИТЕЛЕЙ

1) управление транспортным средством;

2) погрузка и разгрузка и контроль за погрузкой и разгрузкой;

3) ежедневное техническое обслуживание транспортных средств и прицепов;

4) другие работы, выполняемые для обеспечения безопасности транспортного средства и грузов;

5) необходимые административные формальности;

6) содержание транспортного средства в чистоте

Рабочее время водителя также включает время вне нормального графика рабочего времени, в течение которого водитель находится на своем рабочем месте, готовый к работе, а также перерыв в 15 минут, который работодатель обязан ввести, если ежедневное рабочее время водителя составляет не менее 6 часов. Для целей исчисления рабочего времени под 24 часами понимаются 24 часа подряд, начиная с момента, когда водитель приступает к работе в соответствии с действующим графиком рабочего времени.

Продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 8 часов в день и в среднем 40 часов при средней пятидневной рабочей неделе, в пределах принятого расчетного периода не более 4 месяцев. Еженедельная продолжительность рабочего времени водителя, включая сверхурочные часы, не может превышать 48 часов в среднем за принятый расчетный период, не превышающий 4 месяцев. Недельная продолжительность рабочего времени может быть увеличена до 60 часов (это касается водителей, управляющих транспортными средствами массой более 3,5 т), если средняя недельная продолжительность рабочего времени не превышает 48 часов в течение принятого расчетного периода, не превышающего 4 месяцев.

Для водителей, как и для всех работников, была принята пятидневная рабочая неделя. Этот стандарт является средним значением для данного расчетного периода.означает, что некоторые рабочие недели могут быть шестидневными, а некоторые — четырехдневными, так что в принятом расчетном периоде водитель работал в среднем пять дней в неделю

График рабочего времени — это распределение рабочего времени по конкретным дням и неделям расчетного периода, в течение которого работник обязан находиться в распоряжении работодателя. В графике рабочего времени указывается время начала и окончания работы в определенные дни, перерывы, включаемые в рабочее время и не включаемые в рабочее время, а также даты выходных дней.

Водитель имеет право на непрерывный отдых продолжительностью не менее 11 часов в день. Каждую неделю водитель имеет право на непрерывный отдых продолжительностью не менее 35 часов.

Системы и графики рабочего времени и принятые расчетные периоды рабочего времени должны быть установлены в трудовом распорядке, а в случае, если работодатель не обязан устанавливать трудовой распорядок — в объявлении.

Работа, выполненная сверх обязательных для работника норм рабочего времени, а также работа, выполненная сверх продленного ежедневного рабочего времени, вытекающая из системы рабочего времени и графика, обязательных для водителя, является сверхурочной работой. Сверхурочная работа, в свете положений указанного закона, допускается в случае:

1) ситуации и события, требующие от водителя действий по защите жизни или здоровья людей и имущества или устранения поломки;

2) особые потребности работодателя

Количество сверхурочных часов не может превышать 260 часов в календарном году.

В обязанности работодателя входит информирование водителей о применимых к ним нормах рабочего времени и ведение учета рабочего времени, который он предоставляет водителю по его требованию.

Карточка учета должна храниться отдельно для каждого сотрудника. Принципы ведения учета рабочего времени определены в постановлении Министра труда и социальной политики от 28 мая 1996 года о сфере ведения работодателями учета по вопросам, связанным с трудовыми отношениями, и порядке ведения личных дел работников (Законодательный вестник № 62, поз. 286, с изменениями). Табель учета рабочего времени должен вестись в объеме, охватывающемработа в течение отдельных дней, включая работу в воскресные и праздничные дни, в ночное время, в сверхурочные и выходные дни, предусмотренные графиком рабочего времени при средней пятидневной рабочей неделе, а также дежурства, праздники, отпуска и другие обоснованные и необоснованные отлучки

Работодатель также обязан получить от водителя (в случае водителей, управляющих транспортными средствами массой более 3,5 тонн) письменное заявление о продолжительности работы у другого работодателя или об отсутствии работы у другого работодателя

В части, не урегулированной положениями Закона о рабочем времени водителей, применяются положения Трудового кодекса. Это касается определения оплаты за сверхурочную работу, предоставления свободного времени для сверхурочной работы, определения размера и расчета рабочего времени, работы в воскресные и праздничные дни, а также определения графика рабочего времени.

За сверхурочную работу, помимо обычного вознаграждения, выплачивается надбавка в размере:

1) 100% оплаты — за сверхурочную работу, приходящуюся:

а) на ночное время;

б) на воскресенье и праздничные дни, не являющиеся для работника рабочими, согласно действующему графику рабочего времени;

в) на выходной день, предоставленный работнику взамен работы в воскресенье или праздничный день, согласно действующему графику рабочего времени

2) 50% оплаты — за сверхурочную работу, приходящуюся на любой другой день, кроме указанного в пункте 1

Надбавка в размере 100% вознаграждения полагается также за каждый час сверхурочной работы за превышение средненедельной нормы рабочего времени в принятом расчетном периоде, если превышение этой нормы не было вызвано сверхурочной работой, за которую работник имеет право на надбавку в этом размере.

Работа в воскресные и праздничные дни разрешается только в определенных случаях, перечисленных в Трудовом кодексе, в частности, в сельском хозяйстве и животноводстве.

Работнику, работающему в воскресенье и праздничные дни, обязан быть предоставлен другой день отдыха:

1) в обмен на работу в воскресенье — в течение 6 календарных дней, предшествующих или следующих за таким воскресеньем (при невозможности взять выходной день в обмен на работу в воскресенье в течение этого срока работник имеет право на выходной день до окончания расчетного периода, а при невозможности предоставить выходной день в течение этого срока — на доплату к вознаграждению за каждый час работы в воскресенье);

2) в обмен на работу в праздничный день — в течение расчетного периода (если в течение этого периода невозможно предоставить выходной день в обмен на работу в праздничный день, работник имеет право на доплату к заработной плате за каждый час работы в праздничный день).

Работник, работающий по воскресеньям, должен иметь выходной в воскресенье не реже одного раза в четыре недели.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что положения закона о рабочем времени водителей распространяются на всех водителей, работающих по трудовым отношениям. В отношении водителей, управляющих транспортными средствами с максимальной разрешенной массой более 3,5 тонн, дополнительно применяются положения Закона о дорожном транспорте, в частности, касающиеся времени управления транспортным средством.

Похожие записи