|

НДС после вступления в Европейский Союз

С 1 мая 2004 года вступает в силу Закон от 11 марта 2004 года «О налоге на добавленную стоимость» ? на данный момент еще не опубликован (далее НДС). Указанный закон вносит общие изменения в сферу налоговых расчетов, вводя во многих случаях совершенно новые положения, не отраженные в ранее действовавших положениях. Многие из введенных решений являются следствием вступления Польши в Европейские сообщества и, соответственно, присоединения к общему рынку.

НДС после вступления в Евросоюз

Новый закон предусматривает различные режимы налогообложения в зависимости от сферы деятельности налогоплательщика. В дополнение к существующему разделению на внутренние и международные операции (импорт, экспорт) с 1 мая этого года должны быть добавлены операции внутри общины. Внутриобщинные операции включают внутриобщинное приобретение товаров (эквивалентное текущему импорту из стран ЕС) и внутриобщинные поставки товаров (эквивалентные текущему экспорту в страны ЕС).

Поскольку режим налогообложения экспортных и импортных операций существенно не меняется, в следующем разделе особое внимание будет уделено операциям внутри Сообщества. Кстати, следует отметить, что основным отличием в объеме документов, относящихся к экспортно-импортным операциям, будет тот факт, что во многих случаях они будут подтверждены SAD, выданным одной из стран ЕС, а не SAD, выданным на польской границе. Документ SAD выдается только тогда, когда товар покидает или пересекает таможенную границу ЕС. В стране, в которой это происходит, будет выдан документ SAD, который в Польше будет основанием для признания сделки экспортом или импортом.

Однако, что касается операций внутри Сообщества, крайне важно, чтобы они осуществлялись между зарегистрированными налогоплательщиками НДС из ЕС с соответствующими идентификационными номерами (в Польше NIP, которому предшествует PL). Кроме того, налогоплательщики, которые в настоящее время зарегистрированы для целей НДС, должны будут соответствующим образом дополнить свою регистрацию для торговли внутри Сообщества. Вышеуказанное заявление подается на соответствующем бланке, образец которого будет указан в постановлении министра финансов. Налогоплательщики, которые не планируют осуществлять внутриобщинные сделки, не подают вышеупомянутое заявление, если они не предполагают осуществлять такие сделки на внутриобщинном рынке в ближайшем будущем. Поскольку ключевым условием заключения сделок внутри Сообщества является наличие у обеих сторон договора соответствующего идентификационного номера, Закон /в соответствии с нормами ЕС/ предусматривает специальную процедуру получения соответствующего подтверждения того, что налогоплательщик имеет такой номер. Эти подтверждения будут сделаны во вновь созданном информационном офисе НДС или у компетентного руководителя налоговой службы. Налогоплательщик сможет получить такую информацию и в отношении своего делового партнера. Иностранный контрагент, с другой стороны, получит такую информацию в отношении польского налогоплательщика. Объем информации, предоставляемой таким образом, будет касаться только основных данных налогоплательщика, позволяющих его идентифицировать. Детали вышеупомянутого запроса будут указаны в постановлении министра финансов. Закон лишь указывает, что соответствующий запрос может быть подан в письменном виде, а также по факсу, телефону или электронной почте. Ответ из офиса будет составлен в аналогичной форме.

Однако отсутствие регистрации не препятствует проведению сделок. Фермеры, пользующиеся освобождением от уплаты налогов, по-прежнему будут иметь право осуществлять такие сделки без регистрации.

Однако, если сделка осуществляется без выполнения одним из операторов условий регистрации, национальная ставка должна будет применяться в момент поставки, не исключая необходимости применения национальной ставки в стране покупки. Таким образом, операция будет облагаться налогом дважды. Однако в случае поставки фермером, пользующимся освобождением от уплаты фиксированной ставки, как и раньше, налоговые обязательства не возникают.

При регулировании сделок внутри Сообщества законодатель требует соблюдения определенных условий для того, чтобы поставка товаров облагалась по ставке 0%. Однако одновременное отсутствие выполнения этих условий не влияет на налогообложение приобретения (т.е. на обязанность уплаты налога контрагентом из государства ЕС).

Основные условия для применения ставки 0% к поставкам внутри Сообщества следующие:

— надлежащая регистрация НДС в ЕС обеих сторон сделки и включение европейских номеров НДС в счет-фактуру,

— экспорт товаров за пределы Польши в одну из стран Сообщества,

— наличие у налогоплательщика на момент проведения налоговой оценки соответствующих доказательств экспорта (статья 42 Закона),

Здесь следует отметить, что описанные выше документы будут только частными документами, выданными сторонами сделки и, возможно, экспедитором. Согласно закону, эти документы должны четко показывать, что товар был доставлен в страну ЕС. В случае сомнений налоговая инспекция будет иметь право потребовать дополнительные документы, например, коммерческую переписку с контрагентом или подтверждение перевода (если не было другой формы оплаты).

Вышеупомянутые условия определяют, имеет ли налогоплательщик право применять ставку 0% при поставке товаров внутри Сообщества. Невыполнение любого из условий приведет к необходимости обложения такой сделки налогом по ставке, применяемой к продажам на внутреннем рынке. Следует особо подчеркнуть, что такая ставка должна быть рассчитана за месяц, в котором была осуществлена внутриобщинная поставка, без возможности не раскрывать эту операцию в записях за данный и следующий месяц. Такая возможность «ожидания» с налоговой для заполнения документов существует и в отношении экспорта. Однако в отношении операций, осуществляемых внутри Сообщества, обязанность по начислению НДС возникает сразу же за период, в котором была осуществлена поставка внутри Сообщества.

Вышеуказанные требования не применяются к закупкам товаров внутри Сообщества. Ключевым условием, определяющим, является ли сделка приобретением внутри Сообщества, является факт ее осуществления лицами, облагаемыми НДС (регистрация в ЕС по НДС и предоставление правильного идентификационного номера НДС не является условием для налогообложения сделки в стране приобретения). Напротив, сделка, в которой покупатель не облагается НДС, будет облагаться налогом только в стране поставщика (за исключением новых транспортных средств).

Однако в случае приобретения товаров внутри Сообщества обязанности и права налогооблагаемого лица можно сравнить с налогообложением фактического импорта услуг. Лицо, осуществляющее внутриобщинное приобретение, обязано выписать внутренний счет-фактуру, суммирующий все операции по приобретению за определенный период, и исчислить выходной НДС с этой стоимости. Однако рассчитанный таким образом выходной налог будет представлять собой входной налог, подлежащий вычету в соответствии с общими правилами в месяце, в котором возникло обязательство по налогу на приобретение внутри Сообщества. С экономической точки зрения, налоговое бремя будет равно (при условии связи с налогооблагаемыми продажами) 0.

В описанных выше внутриобщинных операциях также не будут выставляться счета-фактуры VAT RR для покупок внутри страны. Однако следует отметить, что единовременное возмещение, выплачиваемое фермеру с фиксированной ставкой, повышается законом до 5% от суммы, причитающейся за поставку сельскохозяйственной продукции.

В случае поставок внутри Сообщества, осуществляемых фермерами с фиксированной ставкой, метод налогообложения и документирования аналогичен существующему. Эти организации будут документировать свои операции счетами или документами, отличными от счетов-фактур по НДС. Следствием вышесказанного будет невозможность вычета входного НДС.

В случае приобретения товаров внутри Сообщества налогоплательщик будет обязан применять ставку, применяемую к продажам на внутреннем рынке. Так, в случае с продуктами для детских садов PKWiU 01.12 ? ставка НДС будет составлять 3% до 30 апреля 2008 года. После этой даты срок действия отступления от положений директив ЕС истечет, и ставка будет повышена до 7%.

Однако в случае, если приобретение товаров из стран ЕС осуществляется фермером с фиксированной ставкой, оно не будет рассматриваться как приобретение внутри Сообщества. Однако такое исключение будет действовать в пределах суммы 10 000 евро за налоговый год. В результате, до этого порога фермер с плоской ставкой будет рассматриваться с точки зрения Закона об НДС как потребитель, т.е. он не будет обязан платить налог на приобретение. Операция будет облагаться налогом только в стране поставки.

Похожие записи